Лучшая женщина-пианистка

Начало: 2020-10-30 19:00:00 окончание: 2020-10-30 22:00:00

Лучшая женщина-пианистка

Лучшая женщина-пианистка

Музыкальный марафон в Мемориальной квартире Святослава Рихтера продолжит концерт 30 октября «Лучшая женщина-пианистка», посвященный Элисо Вирсаладзе. Ее звезда неожиданно взошла на музыкальном небосклоне в 1962 году после блестящего выступления на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Вскоре пианистка оказалась в ближайшем окружении Святослава Рихтера. Она выступала на домашних концертах, участвовала в фестивалях выдающегося пианиста во Франции и на «Декабрьских вечерах» в Москве. Взыскательный и строгий к себе и окружающим, Рихтер очень высоко ценил музыкальность, безупречную технику и искренность исполнения Элисо. «Она гипнотизирует зал с первых же нот», — писал Рихтер, неоднократно слушавший грузинскую пианистку.
Вирсаладзе вспоминала, что впервые услышала игру Рихтера в Кисловодске в девятилетнем возрасте, потом пианист часто приезжал в Тбилиси, навещая Генриха Нейгауза и близких друзей. Но настоящая встреча и личное знакомство произошли уже в Москве, когда 19-летняя Элисо попала в дом к Рихтеру ради занятий с Нейгаузом, жившим у своего бывшего студента, а в 1966 году состоялся ее первый урок с Рихтером. «Это был тот единственный случай, когда он (Рихтер) провел со мной урок у него дома. Я играла си-бемоль мажорную сонату Моцарта… и он говорил мне такие вещи, которые запомнились, конечно, на всю жизнь». Позднее Элисо Вирсаладзе включила эту сонату в программу «Декабрьских вечеров». В 1970-е годы она первой из отечественных пианистов исполнила все фортепианные концерты Вольфганга Амадея Моцарта. Венский классик занимает важнейшее место в ее репертуаре: с Моцартом были связаны первые шаги в музыке, на его сонатах и концертах Элисо постигала тонкости классического стиля и секреты пианистического мастерства. Не случайно в программу концерта включены две знаковые для нее и Рихтера сонаты: Фантазия для фортепиано c-moll, K475 (1785) и Соната для фортепиано № 17 B-dur, K570 (1789).
Святослав Рихтер писал: «Моцарт вообще идет женщинам, совершенно особенным, единственным». Для него самого Моцарт был одним из самых «трудных» авторов, «загадочный и ускользающий», к которому «невозможно подобрать ключи». «Неисповедимость путей Бога — это Моцарт!!!», — признавался Рихтер. После исполнения Вирсаладзе фортепианных сонат Моцарта на «Декабрьских вечерах» (1982) Рихтер записал в дневнике: «…отдаю должное ее замыслу и ее незаурядной музыкальности. Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина… Она очень честный музыкант… Мне она очень импонирует во всех отношениях».
Второй важнейшей точкой соприкосновения творческих индивидуальностей Святослава Рихтера и Элисо Вирсаладзе стала музыка Роберта Шумана. В 1966 году Элисо получила первую премию на IV Международном конкурсе имени Р. Шумана в Цвиккау, а в 1976 стала Лауреатом национальной премии ГДР имени Р. Шумана. В интерпретации Рихтера очищенная от налета чувственной сентиментальности романтика Шуберта и Шумана обретала ни с чем не сравнимую чистоту, драматизм и высокую поэзию. Многочисленные сочинения Роберта Шумана Рихтер играл с юности, так он вспоминал: «Симфонические этюды я впервые слушал в исполнении моего папы, и уже в детстве сжился с ними во время папиных занятий в неосвещенной одесской гостиной». В эталонном прочтении Рихтера шумановские Симфонические этюды для фортепиано, ор. 13 (1834–1837) стали подлинной вершиной, достигающей «симфонического» масштаба при всей интимности и утонченности поэтических образов. Тем значительнее представляются отзывы Рихтера об исполнении Шумана Элисо Вирсаладзе. После концерта на «Декабрьских вечерах» 1985 года он записывает: «Шуман — подлинная сфера этой артистки. И вот опять такой удачный концерт пианистки (думаю одной из первых сегодня!)». А посетив Klavierabend в Риме (1993) признается: «Можно ли пожелать лучшего Шумана после Шумана, которого сегодня играла Вирсаладзе? Думаю, что после Нейгауза я такого Шумана не слыхал».
Программу представляет пианистка Варвара Мягкова, ставшая подлинным открытием 2019 года, о ней восторженно высказывались коллеги-музыканты и критики, отмечая «стихийный талант», способность к неожиданным «озарениям», удивительную «искренность и честность» исполнения, далекую от «штампов» и «показухи». И в этом Варвара Мягкова чрезвычайно близка Элисо Вирсаладзе. Знаменитый ученик Вирсаладзе, пианист Борис Березовский написал о Мягковой: «Мне показалось, что она абсолютно гениальна».
Справки об онлайн-трансляции по телефонам:
+7 (495) 697 83 46
+7 (495) 697 06 05

Адрес

Тел.:

Источник мероприятия: https://www.facebook.com/637307393586658

 

Поделитесь?с друзьями:

?Куда пойти в Москве календарь Москва афиша

 

Москва