Что наша жизнь? Игра!

Начало: 2021-04-07 19:00:00 окончание:

Что наша жизнь? Игра!

Что наша жизнь? Игра!

Концерт «Что наша жизнь? Игра!» состоится 7 апреля 2021 года в Мемориальной квартире Святослава Рихтера в рамках сезона «Музыка в театре и кинематографе». Как явствует из названия – а это, конечно же, цитата из знаменитой арии Германа из оперы «Пиковая дама» – речь пойдет об игре, игре азартной, в первую очередь, об игре в карты. Эта тема всегда была популярна и у писателей, и у композиторов: игра была частью жизни, за игрой в карты решали государственные вопросы, вершили судьбы целых народов, проигрывали жен и состояния–… Часто картежники играли со смертью: проигрыш в карты – долг чести – был очень распространенной причиной сведения счетов с жизнью. Но внезапный выигрыш мог и круто изменить жизнь, и открыть невиданные доселе возможности – но именно эта жажда выиграть и сменить образ жизни, стать кем-то другим и привела Германа – да и многих других, как например, героя «Истории солдата» Игоря Стравинского – к жизненному краху. Модернистская – и довольно мрачная – сказка для передвижного театра была сочинена Стравинским в Швейцарии по оригинальному либретто писателя Шарля Рамюза. В русские сказки были вплетены гротесковые сюжеты из немецких и французских сказок и собственные – довольно горькие, учитывая тяжелое послевоенное время – размышления Рамюза. И – закономерный финал – все азартные игры с дьяволом заканчиваются попаданием в ад, то есть смертью. А вот в балете «Игра в карты», сочиненном Стравинским в 1937 году по заказу труппы American Ballet и хореографа Джорджа Баланчина, давнего соратника композитора, игра в покер показана «изнутри». Довольно легкомысленный сюжет балета – не страсти, разыгрывающиеся среди игроков за карточным столом; здесь действующие лица – сами герои карточной колоды во главе с Джокером, все время пытающимся «смешать карты», нарушить ход игры, который карты «танцуют»: поэтому и балет не в трех сценах, а в «трех сдачах», и со счастливым концом: в финале масть червей наносит коварному Джокеру поражение.

Второе отделение концерта посвящено другой, не менее азартной страсти – спорту. Состязания атлетов заставляют биться сердца миллионов болельщиков, здесь также делаются ставки, а поражение может дорого обойтись. Балет «Золотой век» Дмитрий Шостакович написал в 1930 году по заказу Кировского театра на либретто кинорежиссера А. Ивановского «Динамиада», выигравшего конкурс на злободневный сценарий балета из современной жизни. Сюжет заключался в агитационном противопоставлении игроков советской футбольной команды и империалистических «фашистов», строящих различные козни и пытающихся сбить с толку положительных героев, что им, конечно же, не удалось. Сам композитор писал: «В основу музыки <…> входят два элемента: музыка, относящаяся к современной западноевропейской буржуазной культуре, и музыка пролетарской советской культуры. Сопоставление двух культур являлось моей главной задачей при сочинении „Золотого века“. Эта задача выполнялась так: западноевропейские танцы носят характер нездоровой эротики, что так характерно для современной буржуазной культуры, советские же танцы я считал необходимым насытить элементами здоровой физкультуры и спорта». Несмотря на то, что это было первое обращение композитора к хореографическому театру, острые разнохарактерные музыкальные номера для спортивно-акробатических танцев, пантомимы, пародийных эпизодов к балету (где звучали на самом деле очень популярные и в Советской России современные джазовые танцы – танго, фокстрот, шимми и др.), насыщенные «симфонической напряженностью и драматическим развитием», были превосходны и позволили дирижеру спектакля Александру Гауку написать: «Шостакович является композитором, продолжающим основную линию музыкального начала в балете (Делиб, Чайковский, Глазунов, Стравинский)».

Тему спорта (и джаза!) продолжают пьеса Александра Цфасмана «Быстрое движение» и Сюита из музыки к фильму «Спорт, спорт, спорт» Альфреда Шнитке. Жанр фильма «Спорт, спорт, спорт», снятого Элемом Климовым в 1970 году, трудно определить: бешеный ритм смены документальных, игровых кадров, фрагментов кинохроники, несмотря на кажущуюся пестроту, тем не менее сохраняет основное смысловое ядро фильма – тема спорта и его связь с политикой, искусством, философией и повседневной жизнью. Климов, во многом благодаря музыке Альфреда Шнитке, сумел в легкой и даже ироничной манере показать и стремление к победе, и горечь поражения, и азарт болельщиков. В концерте сюита Альфреда Шнитке прозвучит в переложении для камерного ансамбля современного московского композитора Игоря Холопова.

Исполнители: Михаил Дубов (фортепиано), Мона Хаба (фортепиано), Айлен Притчин (скрипка), Михаил Безносов (кларнет), Григорий Крылов (контрабас).

Адрес

Тел.:

Источник мероприятия: https://www.facebook.com/3784889138246126

 

Поделитесь?с друзьями:

?Куда пойти в Москве календарь Москва афиша

 

Москва