Аполлон или Дионис?

Начало: 2020-10-03 18:00:00 окончание: 2020-10-03 21:00:00

Аполлон или Дионис?

Аполлон или Дионис?

В Мемориальной квартире Святослава Рихтера 3 октября 2020 года в рамках сезона, посвященного 105-летию со дня рождения Святослава Рихтера, состоится сольный концерт известной пианистки Екатерины Державиной. В программу клавирабенда «Аполлон или Дионис?» вошли знаковые для двух выдающихся музыкантов ХХ века — Гленна Гульда и Святослава Рихтера — произведения, ставшие их визитными карточками: «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха и фортепианная Соната B-Dur Франца Шуберта.
Святослав Рихтер и Гленн Гульд познакомились в Москве в мае 1957 года, когда никому еще не известный канадский пианист приезжал с гастролями в СССР и дал два легендарных концерта в Большом зале Консерватории. На одном из концертов был и Святослав Рихтер: «Он (Гульд) потрясающе играл „Гольдберг-вариации“, но без реприз, чем отчасти испортил мне удовольствие». На самом деле игра Гульда произвела на Рихтера неизгладимое впечатление — «Какой музыкант, просто невероятный пианист!»: он продолжал следить по записям — иногда очень ревниво! — за творчеством «лучшего исполнителя Баха», считая, что Гульду удалось найти «баховский» звук. Но Рихтер так и не смог простить Гульду, что тот играет «Гольдберг-вариации» без всех повторов — «значит, недостаточно любит». Сам Рихтер мечтал сыграть «это неимоверное сочинение Баха» («если осилю», как написал пианист в дневнике), но, к сожалению, так и не подступился к одной из вершин творчества немецкого композитора.
Но и Гленн Гульд тогда же побывал на концерте «гигантского пианиста» Рихтера в Москве, где Святослав Теофилович исполнял Сонату для фортепиано B-Dur Франца Шуберта — последнюю в творчестве первого композитора-романтика, его «лебединую песню». Позже Гульд, так же пристально следивший за творчеством Рихтера, делился в интервью воспоминаниями об этом концерте и описывал «гипнотический транс», в котором он находился, слушая эту невероятно длинную сонату. По словам Гульда, в своей интерпретации Рихтеру удалось соединить две несоединимые вещи: сложный аналитический расчет со спонтанностью, практически импровизацией. И Гульд осознал, что «видит перед собой одного из самых мощных музыкальных интерпретаторов-медиумов нашего времени».
У Гульда и Рихтера был необычайно близкий взгляд на интерпретацию музыкальных сочинений. Они оба считали, что исполнитель — это всего лишь посредник между музыкой и слушателем, его задача — как можно точнее и полнее донести композиторскую мысль до публики, а не заниматься самовыражением и демонстрацией своих виртуозных способностей. И оба пришли к крайним вариантам воплощения этих мыслей в концертной практике: Гульд вообще отказался от публичных выступлений и делал только аудиозаписи в студии, а Рихтер проводил концерты в полной темноте, чтобы исполнителя (интерпретатора!) практически не было видно. Оба таким образом стремились уничтожить барьер между музыкой и слушателями в виде фигуры исполнителя. И очевидно, что оба ощущали эту духовную близость, обусловившую взаимный интерес музыкантов друг к другу.
Вход на концерты по пригласительным билетам.
Справки об онлайн-трансляции по телефонам:
+7 (495) 697 83 46
+7 (495) 697 06 05

Адрес

Тел.:

Источник мероприятия: https://www.facebook.com/330750954632112

 

Поделитесь?с друзьями:

?Куда пойти в Москве календарь Москва афиша

 

Москва